Вступление

Наш вернисаж в колхозном клубе,
В посёлке маленьком моём,
И с удивленьем смотрят люди
Картины о селе родном!

Ведь это Вы их научили
Глядеть на мир издалека,
И вот друзьям они решили
Дарить всю радость на века!

Зав. музеем И. Круповной.

Село Ивашка, 30.04.1993

2010 год – Год учителя (был объявлен указом президента России "О проведении в Российской Федерации Года учителя". — Прим. ред.), и я спешил закончить свои записки, свою повесть именно в этот год. Летом успел собрать отдельные, разрозненные во времени записки и свести их в единую повесть. В своих записках я старался больше времени и места уделить творческим поискам, процессу создания новых композиций на историческую, библейскую, краеведческую и другие темы. Одновременно записки раскрывают годы обучения у известных преподавателей, мастеров, учёбы в училище, университете, занятий на художественно-графическом факультете в Москве, в пединституте.

Мне повезло, я учился у известных преподавателей и мастеров. Они умели пробудить и поддержать в человеке стремление к творчеству, к поиску, к труду. Это были талантливые люди, многие из них работают и сейчас, кто – то в школе или в институте, но, к сожалению, многих уже нет и я с большим волнением делюсь с читателями своими впечатлениями и памятью о них. Памятью о тех временах, когда они учили нас – молодых студентов, открывали нам путь в творчество, в науку, делились с нами лучшим, что имели – своими знаниями, талантом, влюблённостью в творчество, в науку и искусство. Это и мастера, занимавшиеся с нами во Мстёре, в мастерских художественного училища, с нами, детьми пришедшими учиться по зову сердца, души, наших способностей к творчеству, тогда ещё только пробуждающихся. Долгих четыре с половиной года они учили нас редчайшему мастерству – миниатюрной живописи, рисунку. Знакомили нас с историей искусства, учили понимать иконопись, библейскую живопись мастеров России и Западной Европы. По особой методике, шаг за шагом, мы учились мастерству миниатюрной живописи и учили нас этому увлечённые, талантливые мастера, влюблённые в искусство, радующиеся нашим, даже маленьким успехам в творчестве, умеющие пробуждать в душе всё новые грани наших способностей. Отбирали в училище очень внимательно, тех из подростков, кто проявлял яркие способности к творчеству. И если уж взяли, поверили в талант подростка, то работали с ним с верой в его талант и будущее. Об этих прекрасных людях, педагогах-художниках, будет мой рассказ, о них, ярких светлых душах, так много отдавших нам в начале нашего жизненного, творческого пути. И не только о них, но и о тех, с кем учился и работал позднее – в университете, в школе. О людях, увлечённых своим делом, о людях творческих, педагогически одарённых, отдающих свои силы воспитанию и обучению детей и студентов.

Судьба подарила мне возможность учиться и заниматься творчеством, работать в школе и руководить школой, быть в центре многих событий за почти полувековой период работы в школе. Время летит быстро, оно стремительно меняется, особенно в последние десятилетия. Вырастает новое поколение и для них прошлое уже становится историей. Свои записки разных лет, рисунки, живопись, мне удалось привести в систему. Получилось повествование о времени, в котором я жил, учился и работал. Мне дорого это время, правда о нём. Тем более сейчас, когда изменился общественный строй и на смену пришли другие ценности, другая мораль и другие побудительные мотивы к развитию и творчеству. Многое стало доступнее – от красок до выставочных залов. Появились возможности напечатать и размножить свои работы, использовать замечательную электронно-цифровую технику. Появилась возможность отпечатать работы в чёрно-белом или цветном варианте, использовать компьютер и электронные доски для показа своих работ. Возможность рассказать об истории тех событий, по которым созданы композиции, а это выступление в аудитории школьного класса, или института усовершенствования учителей педагогического Совета, или сообщение на ученической конференции. Картины помогают глубже и ярче воспринять те или иные исторические события, факты, показать деятельность исторических личностей в сложное, переломное время нашей истории, или показать в своих композициях деятельность библейских персонажей, или этюды с архитектурой древнерусских городов.

Живопись помогает раскрыть неповторимую красоту России, пейзажей её селений и городов, лесов и рек, фантастически красивых монастырей, соборов, сельских небольших церквушек – всего того мира, которым мы живём и который питает наши души. Я стремлюсь поделиться с моими учениками в школе, передать им свои ощущения от увиденного, когда посещал древние русские города или музеи. Рассказать об исторических событиях нашего Нижегородского края, сильных личностях этой земли, об их борьбе за честь и независимость Родины, об их стойкости в борьбе за свои убеждения. Они шли на плаху и на костёр, но не предавали свои убеждения, свою веру и гордыми, несломленными, уходили в вечность, оставляя нам, потомкам, память о себе. И наш долг – воздать должное их подвигам и деятельности, помнить о них, рассказывать и создавать картины.

Самое печальное – это лишиться исторической памяти, забыть историю своего великого народа, так много сделавшего за тысячелетия для своей страны, своей территории, для России. Многие годы я преподавал историю, мировую художественную культуру и изобразительное искусство, накопил немалый опыт. Собрал и творчески осмыслил много исторического материала, создал сотни композиций на разные темы. Картины сложились в циклы – исторический, библейский, былинно-сказочный, краеведческий, камчатский, пейзажи России и другие. В последние десятилетия выполнил цикл работ посвящённых основанию Нижнего Новгорода, борьбе русского народа с монголо – татарским игом, борьбе против иноземных захватчиков в 1612 году, драматическим событиям раскола в Русской Православной Церкви. Сама специфика работы – подготовка к урокам истории, подбор исторического материала, постоянная работа в читальном зале с документами и историческими источниками – позволила отбирать материал, глубоко осмыслить его и выполнить композиции сначала в эскизах, а затем в материале. На это уходило много времени, иногда годы. Но когда миниатюра выполнена в цвете, покрыта лаком, то живёт своей жизнью. У каждой картины своя судьба.

Я был очень рад и взволнован, когда открывал свою первую выставку в залах музея Н. А. Добролюбова в Нижнем Новгороде. Три зала живописных работ, они подобраны по циклам, по определённой тематике. Комнаты-залы старинного особняка Добролюбовых хорошо подходили для выставки небольших по размеру работ, миниатюр, выполненных темперной краской, очень яркой, вечной. Такой краской мастера-иконописцы расписывали стены храмов, и фрески сохраняются веками. Я наблюдал реакцию и внимание зрителей, рассматривающих картины. Вот группа, они что-то тихо обсуждают – это студенты. Много взрослых и пожилых людей. А вот радуют меня приехавшие на выставку мои коллеги-учителя, с кем я работал в школе или которых знал по работе в районном отделе образования. Зрители радовали меня. Я так долго готовился к этой выставке, и вот теперь видел, что она вызывает положительные эмоции, радует зрителей, а в книге отзывов доброжелательные слова. Многие обращались с вопросами и я охотно рассказывал об особенностях миниатюрной живописи, разных стилях и приёмах её выполнения, о композициях, выполненных по сложным библейским сюжетам. Однажды группа молодых людей долго слушала мой рассказ о темперной живописи, о специфике миниатюры, о событиях и содержании, об особенностях материала, на основе которого были созданы композиции. А потом заведующая сказала, что она направила ко мне группу экскурсоводов – пусть молодёжь учится рассказывать об искусстве, о живописи, об истории. А потом, уже вечером, я снова читал отзывы в книге, которая лежала на столике у великолепного бюста Н. А. Добролюбову. Строчки добрых слов, благодарности и пожеланий успехов и дальнейшего творчества, радовали меня, и возвращаясь из музея, я был преисполнен желания работать и создавать новые композиции.

У меня было много замыслов, эскизов, записок, начатых и отложенных работ. Надо было только время и немного покоя, чтобы воплотить то, что уже живёт в воображении, фантазии и требует решения в цвете и материале. Три недели, пока шла моя выставка в музее, пролетели очень быстро, тем более в это время шли обычные рабочие дни в школе – занятия в первой и второй смене по расписанию. Я очень жалел, что наша администрация (школы. — Прим.ред.) так и не выбрала времени посетить выставку, а многие учителя и ученики приезжали и смотрели живопись в музее. Ну а сам я, как только освобождался, спешил в музей на встречу со зрителями. Человеку всегда дорого то, что создавалось многие годы, потребовало много труда, занятий, творческих поисков и создавалось для зрителей. Если живопись радует зрителя, композиции останавливают внимание и человек размышляет и задумывается, ему интересно, значит, всё было правильно, а у картин теперь своя судьба и постоянная встреча со зрителем.

Время летит быстро, и после этой выставки, в свободное от работы в школе время, в период отпусков летом, мне удалось написать не один десяток новых работ, более сложных и, на мой взгляд, более интересных. Их ещё ждут новые выставки, залы музеев, и главное – встречи со зрителем.

В этом, 2010 году, я занимался на курсах в областном институте усовершенствования учителей. Итоговой работой была тема «Нижегородский край. Материалы к урокам краеведения». В реферате были представлены более двадцати композиций по истории края и Нижнего Новгорода, на большом экране были продемонстрированы картины и текст к ним. Я рассказал, почему именно эти сюжеты были выбраны для живописных работ, чем привлекают те или иные события и действующие в то время видные политические, религиозные и общественные деятели. История нашего края даёт богатейший материал для исследователя, историка, художника. Это, прежде всего, история нашей страны, а нижегородский край часто оказывался в центре важнейших для государства событий. В разное время здесь жили и работали известные люди, много сделавшие для своего края и для России добрых дел, совершивших подвиги и научные открытия. Реферат, в первую очередь, конечно, живописные работы, были доброжелательно приняты преподавателями истории. Нас было из города и области пятьдесят человек, многие спрашивали, где можно приобрести эти иллюстрации или электронные носители с композициями. Я был рад, что мои композиции специалисты-историки оценили положительно, а в реферат я включил только малую долю своих работ, ибо на защиту отводилось восемь – десять минут. Это ещё раз укрепило меня в вере, что работу в этом направлении надо продолжать, выполнять в цвете задуманные композиции на темы истории края.

Радует то, что введён в школьном образовании курс, связанный с изучением православной культуры и изучение основных четырёх религий мира. По библейским сюжетам и сказаниям я написал много композиций, эта тема привлекает меня много лет, её изучению я посвятил много времени, о чём скажу чуть позднее в основном разделе своей повести. Тогда я не думал, что эти работы будут востребованы. Писал, ибо душа тянулась к этим библейским истинам, к книге веры, тысячелетия питающая людей непреходящими истинами, заповедями. В основе многих произведений художников, скульпторов, писателей и музыкантов лежат библейские мотивы, стремление к возвышенному, горнему. Отражается борьба добра и зла, нестяжательство, милосердие, воспевается стойкость пророков и апостолов в своих убеждениях, они вызывают восхищение своей жизнью и деятельностью. Работать над темой православной культуры – значит постигать все тонкости и богатство тысячелетней культуры, наследниками которой мы являемся. Византия впитала в себя высочайшую культуру Греции, включая мифы и сказания, а главное – достижения философской мысли её выдающихся учёных. Переплавив эти достижения за тысячу лет в горниле православия, обогатив их новыми идеями, знаниями и мировоззрением, православная культура стала высочайшей в силе духовности, в могуществе мысли и духа, сделав православие одним из самых привлекательных путей к возвышенному, непостижимому, к Богу. Конечно, преподавать этот курс непросто – надо самому хорошо знать этот предмет, любить его, творчески много работать, быть готовым доступно и мудро раскрыть детям диалектику развития православной мысли и культуры. На основе творчества выдающихся мыслителей, художников, донести до сознания и души детей непреходящие человеческие ценности, заповеди, красоту православной культуры, этики, духовности православной мысли. Этот великий пласт православной культуры, духовности, является нашим богатством, нашей твердыней, нашей обороной от бездуховности, рационализма, рынка, от вседозволенности и распущенности. Чем ещё остановить нашествие сил зла, сил тьмы, захватывающие души? Нет от этого оружия, ведь силы мрака и Мамоны очень пронырливы. Только свет православной культуры, её сияние и сила, способны остановить тьму.

В ноябре 2010 года в нашем городе прошёл семинар и презентация учебника «Основы православной культуры» автора А.В. Бородиной. Своим опытом работы поделился учитель истории сельской саваслейской школы А. В. Елисов. Два часа он удерживал внимание слушателей в аудитории, раскрывая свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это подвижнический труд. Нам были продемонстрированы записи уроков, подборка документов, авторские творческие работы, замечательные стихи в авторском исполнении. Уже много лет он преподаёт основы православной культуры и достиг в этой области замечательных успехов. Пишет стихи, собирает притчи, к каждому уроку подбирает материал православных и светских мыслителей. По аудиозаписям видно, как его поддерживает директор школы и его коллеги, а это важно, когда тебя понимают. И он не одинок в таком творчестве. Многие учителя в нашем городе и области уже работают в этом направлении, преподают основы православной культуры и готовы к тому, чтобы начать работу по новым программам, где будет введён новый курс – изучение основных религий мира.

 

Православная культура, изучение основ религий в каждом классе, дополнит и обогатит курсы уроков литературы, истории, музыки, мировой художественной культуры, будет способствовать умению детей мыслить, рассуждать, понимать духовность и ценности культуры. Ученики будут понимать произведения философов, религиозных и светских мыслителей, картины художников на библейские темы, знать суть событий, о которых повествует мастер. А главное, это будет способствовать воспитанию человека чести, человека, не позволяющего себе присваивать чужое, не заработанное своим трудом. Другого пути воспитания нестяжательства трудно найти. Тем более в условиях либеральных ценностей, когда всё дозволено и если не попался, не схвачен за руку, значит владей – ты сумел обойти заповеди и ничего не случилось. Но кто-то заметил, что душа этого человека, его портрет, как портрет Дориана Грея, с каждым днём становится ужаснее. И скорбит Некто за ещё одну погибшую душу.

Печально, силы зла торжествуют, но мы верим в Человека и знаем, что добро побеждает зло. Может быть и не сразу, но, как, подтверждает История, Свет побеждает тьму!

К оглавлению

Леонид Васильевич Галкин

© 2020  Леонид Васильевич Галкин. Мстёрская Лаковая миниатюра.

Все права защищены

  • VK
  • Facebook Социальной Иконка
  • Telegram
  • Instagram
  • YouTube